Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Валерий Зотов:
Земные крылья ВВС


13.09.12 11:40 Павел Иванов, Журнал "Авиапанорама"


Накануне юбилейной даты состоялась беседа главного редактора журнала «Авиапанорама» с начальником НИЦ ЭРАТ, кандидатом технических наук, доцентом, полковником Валерием Зотовым об истории создания, предназначении, роли и месте научно-исследовательского центра в развитии авиации Вооруженных Сил

 

– Валерий Алексеевич, столь внушительная юбилейная дата обязывает в начале беседы осветить историю создания и основные вехи организационного развития НИЦ ЭРАТ за 70 лет  его деятельности.

– Зарождение и становление НИЦ проходило в годы Великой Отечественной войны. Тяжелейшая обстановка на фронтах, большие потери и острая нехватка самолетов требовали срочных мер по восстановлению большого количества авиационной техники, получившей боевые повреждения на земле и в воздухе. Положение усугублялось тем, что в предвоенные годы началось перевооружение авиационных частей на новые типы самолетов. Полевые ремонтные части и подразделения не успевали справляться с ремонтом все возрастающего потока неисправных самолетов. Сказывалась общая неразвитость и изначальная неподготовленность ремонтной сети, ее низкая техническая оснащенность, острая нехватка квалифицированных ремонтных кадров, запасных частей и агрегатов, а также отсутствие достаточного количества отлаженных и эффективных технологий, методов и средств войскового и заводского (капитального) ремонта, в том числе и для новых типов самолетов.

Чтобы переломить ситуацию, потребовалось принятие целого ряда организационных решений, в том числе по формированию управлений и отделов полевого ремонта, по созданию сети полевых передвижных и стационарных авиационно-ремонтных мастерских,  по обеспечению взаимодействия сил и средств войскового (полевого) ремонта с авиационными ремонтными заводами, предприятиями-изготовителями и авиационными ОКБ и др.

Это предопределило необходимость решения в кратчайшие сроки системной проблемы обеспечения и поддержания исправности авиационного парка ВВС на качественно новом организационном и научно-техническом уровне путем создания в октябре 1942 года научно-исследовательского подразделения в виде  Научно-экспериментальной базы по ремонту материальной части ВВС Красной Армии (НЭБ ВВС КА), которая в 1944 г. была преобразована в Центральную научно-экспериментальную базу (ЦНЭБ). В результате впервые в истории инженерно-авиационной службы (ИАС) ВВС была создана целевая научно-техническая структура, предназначенная для разработки эффективных технологий, методов и средств ремонта авиационной техники, оказания помощи инженерно-техническому составу ИАС в их освоении и внедрении в практику, массового повышения квалификации специалистов ремонтной сети ВВС, анализа и обобщения опыта устранения боевых и эксплуатационных повреждений, организационно-технического развития сил и средств ИАС, а также для разработки предложений и обоснованных технических решений по повышению надежности самолетов, модернизации их систем, оборудования и вооружения в процессе эксплуатации.

За годы войны ЦНЭБ внес весомый вклад в обеспечение и поддержание боеготовности авиационных частей. Полученный бесценный военный опыт научно-методического, технологического и организационно-технического сопровождения эксплуатации и ремонта авиационной техники послужил основой для обоснования путей и направлений дальнейшего развития ЦНЭБ, как научно-исследовательского центра ИАС ВВС.

Результатами их организационного воплощения явились: расширение сферы деятельности и решение новых научно-методических и прикладных задач; обеспечение комплексного военно-научного сопровождения авиационной техники на всех этапах ее жизненного цикла – от разработки до утилизации; организационно-техническое и нормативно-методическое развитие системы ИАО ВВС, как ядра интегрированной системы материально-технического обеспечения авиации Вооруженных Сил; интенсификация процессов подготовки высококвалифицированных научных кадров; развитие на качественно новом уровне лабораторно-экспериментальной базы исследований и др.

Организационным следствием усиления роли и значимости научно-методической составляющей в обеспечении эффективного функционирования авиационной системы ВВС явилось последовательное повышение с 1958 г. базового уровня и статуса ЦНЭБ: в 1958 г. ЦНЭБ преобразован в Научно-исследовательский институт эксплуатации и ремонта авиационной техники ВВС (НИИ ЭРАТ ВВС); в 1962 г. институт получил статус Государственного (ГНИИ ЭРАТ ВВС); в 1965 г. институт преобразован  в 13 ГНИИ ЭРАТ ВВС; в 1990 г. институту присвоено наименование 13 Государственный научно-исследовательский институт Министерства обороны СССР (эксплуатации и ремонта авиационной техники); в 2003 г. институт преобразован в ФГУ «13 ГНИИ Минобороны Российской Федерации».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 февраля 1978 г. за большую научно-исследовательскую работу в деле развития и освоения техники и вооружения институт был награжден орденом Трудового Красного Знамени, а в 1992 г. за большой вклад в развитие отечественной авиации, обеспечения боеготовности и надежности авиационной техники институт награжден Почетной грамотой Президиума Верховного Совета РФ.

Группам сотрудников института дважды присуждалась Государственная премия СССР: в 1972 – за разработку и внедрение научных основ и методов инженерно-авиационного обеспечения (11 научных сотрудников) и в 1979 г. – за комплекс научных методов и технических средств установления причин отказов и аварий авиационной техники (10 научных сотрудников).

С 1998 г. институт практически ежегодно награждается Грамотой первого заместителя Министра обороны РФ за достигнутые результаты во Всероссийском смотре  на лучшую организацию изобретательской, рационализаторской и патентно-лицензионной работы.

В декабре 2010 г. в результате проведенной оптимизации Военно-научного комплекса Вооруженных Сил, ФГУ «13 ГНИИ МО РФ» преобразован в Научно-исследовательский центр эксплуатации и ремонта авиационной техники (НИЦ ЭРАТ г. Люберцы) и в качестве структурного подразделения вошел в состав одного из укрупненных институтов Минобороны России. При этом и в новой организационной структуре за НИЦ ЭРАТ максимально сохранены и закреплены основные направления научно-исследовательской и практической деятельности, ранее возлагаемые на 13 ГНИИ МО РФ.

– В связи с этим, как в общем плане можно охарактеризовать основное предназначение и ключевые направления деятельности НИЦ ЭРАТ в настоящее время?

– На всех этапах организационного развития НИЦ ЭРАТ  продолжает сохранять, а по ряду новых задач и усиливать, свое системное предназначение как ведущей научно-исследовательской организации Министерства обороны (далее – НИО МО) в области военно-научного сопровождения (далее – ВНС) эксплуатации, ремонта и хранения (далее – ЭРХ) авиационной техники (АТ) военного назначения на всех стадиях ее жизненного цикла, обеспечения боеготовности авиационных частей и поддержания исправности авиационного парка ВВС, повышения эксплуатационной надежности АТ государственной авиации и технической безопасности полетов воздушных судов авиации Вооруженных Сил, организационно-технического и нормативно-методического развития системы инженерно-авиационного обеспечения (ИАО) боевой подготовки и боевых действий авиации Вооруженных Сил.

Базовой предметной специализацией НИЦ являются системные исследования ИАО и всего спектра проблем и задач повышения военно-технической и экономической эффективности и качества функционирования систем ЭРХ авиационной техники государственной авиации.

Практическая реализация результатов научно-исследовательских работ (НИР) осуществляется совместно с органами военного управления ВВС, Службой безопасности полетов авиации Вооруженных Сил, ОКБ – разработчиками и предприятиями – изготовителями АТ, авиаремонтными предприятиями и базами хранения АТ резерва и в тесном  взаимодействии  с более чем 30-ю научно-исследовательскими и испытательными организациями Министерства обороны РФ и авиационной промышленности.

Эффективная в военно-техническом и экономическом отношениях деятельность НИЦ, базирующаяся на прочном фундаменте интегрированной научно-методической и лабораторно-экспериментальной базы, определяет его  лидирующие позиции в Военно-научном комплексе Минобороны России и в области системного решения как разнородных, так и взаимосвязанных проблем ЭРХ  вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) других видов и родов войск. Именно поэтому на НИЦ ЭРАТ с 2002 года дополнительно возложены функции головной и координирующей НИО МО  по решению межвидовых и общих проблем развития и совершенствования  систем ЭРХ ВВСТ Вооруженных Сил.

В условиях кардинальной перестройки органов военного управления ВВС на стратегическом уровне, в том числе с упразднением ряда структурных подразделений технического и тылового обеспечения Главкомата ВВС, значительная часть их функций и задач передана в ведение управления специальных видов обеспечения авиации Вооруженных Сил  в составе НИЦ ЭРАТ. Данное решение фактически закрепляет НИЦ ЭРАТ в качестве центрального звена системы ИАО авиации Вооруженных Сил, интегрирующего в себе под единым руководством  научно-исследовательскую деятельность и участие в управлении процессами технического обеспечения эксплуатации и войскового ремонта АТ в авиационных частях. В результате НИЦ ЭРАТ впервые в практике НИО МО приобретает принципиально новое качество и значение как исследовательская и координирующая структура в авиации Вооруженных Сил с функциями практической организации технического обеспечения эксплуатации и ремонта АТ в войсках.

– Насколько значимо сказались на деятельности НИЦ организационно-штатные преобразования, связанные с переходом от самодостаточного 13 ГНИИ МО с его подчиненностью ВВС, к НИЦ ЭРАТ в качестве одного из структурных подразделений укрупненного НИО МО? Вопрос не праздный, поскольку ряд ветеранов в своем письменном обращении в Администрацию Президента Российской Федерации усматривают в этом намерение «окончательной ликвидации НИИ ЭРАТ ВВС» и ратуют за возрождение его «былой мощи».

– В основу проведенных преобразований заложены принципы оптимальной интеграции целого ряда  НИО МО на основе создания межвидовой системы целевых  НИЦ, одним из которых является в настоящее время НИЦ ЭРАТ. При этом НИЦ, являясь, по сути, правопреемником бывшего 13 ГНИИ МО РФ, сохраняет, как я уже отмечал, своё базовое предназначение, ключевые направления исследований, основные функции и задачи как головной НИО МО в области научно-методического обеспечения решения проблем и задач ЭРХ авиационной техники, организации ИАО, а также межвидовых и общих проблем развития систем эксплуатации и ремонта ВВСТ Вооруженных Сил.

Ввиду этого обеспокоенность по поводу «практической ликвидации НИИ ЭРАТ ВВС» не имеет достаточных оснований, о чем свидетельствуют эффективные результаты деятельности НИЦ, которые, я полагаю, станут предметом нашей дальнейшей беседы. Отмечу только, что пожелания «восстановления былой мощи НИИ ЭРАТ ВВС» понятны, но равносильны возврату к морально и физически устаревшему облику ВС РФ. Это противоречит принципам структурно-функциональной оптимизации военно-научного комплекса ВС РФ, организационной сутью которых является переход на качественно новый уровень централизованного программно-целевого планирования НИР в рамках межвидовой интегрированной системы целевых НИЦ, обеспечивающего эффективное военно-научное сопровождение государственного оборонного заказа (ГОЗ) и государственной программы вооружения (ГПВ).

С этих позиций, ранее действующая в 13 ГНИИ МО РФ   система ВНС представляется во многом архаичной и  избыточной в организационно-штатном отношении и не адаптированной к новым условиям функционирования, предусматривающим кардинальное перераспределение функций, задач и сфер ответственности между органами военного управления, НИО МО и системой сервисного обслуживания и ремонта ВВСТ с привлечением сил и средств ОАО «Оборонсервис» и предприятий-изготовителей.

– Что, по Вашему мнению, является в настоящее время организационно-методической основой планирования и выполнения исследований, обеспечивающих эффективное военно-научное сопровождение эксплуатации, ремонта и хранения авиационной техники научными подразделениями  НИЦ и достижение высоких практических результатов?

– Как показывает опыт планирования и организации исследований, в рамках прежней, традиционно сложившейся системы планирования и реализации  результатов НИР в области развития систем ЭРХ АТ возможно решение лишь отдельных, хотя и важных, но системно не увязанных частных  целевых задач, решаемых в большинстве случаев вне рамок организации централизованного материально-технического и научно-методического обеспечения. При этом этапы ЭРХ являются для АТ наиболее капиталоемкими и ресурсосберегающими стадиями жизненного цикла. Так, стоимость эксплуатации и ремонта любого боевого авиационного комплекса в течение жизненного цикла в 5–7 раз превышает его закупочную стоимость. Эти факторы объективно предопределяют актуальность и приоритетность исследований в области ЭРХ АТ. В то же время они недостаточно учитывались при формировании ГОЗ и ГПВ. В результате решение проблем развития и совершенствования  систем ЭРХ АТ оставалось в целом ряде случаев за рамками централизованной программно-целевой и финансовой поддержки.

В последние годы методологической основой организации исследований по системному решению совокупности задач ИАО и ВНС АТ является использование и развитие методов и принципов программно-целевого планирования с учетом особенностей организации функционирования систем ЭРХ и решаемых проблем в области обеспечения исправности парка АТ и поддержания боеготовности авиационных частей. Это обеспечивает целевую системную увязку  НИР на основе планирования и выполнения оперативных, среднесрочных и перспективных циклов исследований, реализующих программные элементы организационно-технического, нормативно-методического, технологического и информационного развития систем ЭРХ АТ государственной авиации. При этом совокупность разработанных НИЦ и действующих в ВВС концептуальных документов по развитию ИАО и систем ЭРХ преобразованы в рациональную систему исследований и мероприятий, сбалансированных по срокам и результатам в зависимости от различных уровней финансирования  и располагаемых материально-технических и трудовых ресурсов.

В условиях интенсификации процессов перевооружения авиационных частей на новую и перспективную технику, в НИЦ осуществляется переход на новый уровень планирования и организации исследований на основе развития и реализации положений Инструкции о ВНС НИОКР в ВС РФ, утвержденной в 2011 г. При этом принципиальной особенностью является разработка ТТЗ на выполнение соответствующих НИР по ВНС НИОКР, осуществляемых в рамках ГОЗ.

На этой основе впервые в полной мере для научно-исследовательских подразделений НИЦ обеспечивается возможность осуществления системного планирования исследований и выполнения работ по ВНС НИОКР от разработки до снятия с вооружения АТ с обеспечением преемственности в планировании и выполнении дальнейших работ после завершения очередного этапа жизненного цикла  с централизованным учетом и контролем полученных результатов, в том числе на уровне ВНК ВС РФ.

В методическом и практическом отношениях наиболее важным в  исследованиях является проведение  целевого и обобщенного анализа результатов деятельности научных подразделений НИЦ с позиций их вклада в повышение эффективности и качества функционирования ИАО. При этом обеспечивается  выход на уровни оценок соответствующих изменений системных показателей боеготовности авиационных частей и исправности авиационного парка, стоимости и трудоемкости обеспечения жизненных циклов АТ, научно-технического и нормативно-методического обоснования и поддержки решений органов военного управления авиацией Вооруженных Сил.

– Какие прикладные практические проблемы и задачи ВНС АТ  наиболее актуальны в военно-техническом и экономическом отношениях и являются предметом особого внимания НИЦ?

– Наиболее приоритетными, безусловно, продолжают оставаться исследования по поддержанию исправности авиационного парка ВВС, определяющий потенциал и состояние технической составляющей боеготовности авиационных частей. Актуальность данной проблемы продолжает возрастать по мере естественного старения авиационного парка в условиях все еще низких темпов пополнения частей новой техникой. Научно-методическое и практическое обеспечение ее решения осуществляется в рамках системной организации программно-ориентированных циклов исследований по ключевым и взаимосвязанным задачам: обеспечение исправности парка АТ по запасам ресурсов и срокам службы; обеспечение эксплуатации и ремонта АТ по состоянию; развитие средств, методов и технологий войскового и заводского ремонта; обеспечение сохраняемости АТ в процессе их длительного хранения на базах резерва ВВС.

Учитывая большой объем исследований и работ по решению этих задач, ограничусь фактической стороной вопроса с отражением практических результатов.

Исследования по обеспечению исправности парка АТ по запасам ресурсов и сроков службы обеспечивают возможность обоснованного и рационального увеличения ресурсов и сроков службы АТ на основе оценки и выявления резервов, заложенных в конструкции, развития средств, методов и технологий диагностирования технического состояния, неразрушающего контроля наиболее ответственных и уязвимых элементов планера, силовых установок, редукторов и воздушных винтов, а также бортового оборудования. По результатам четырехлетнего цикла исследований и работ увеличены назначенные ресурсы и сроки службы по 10–15 типам самолетов, 3–5 типам вертолетов и 3–5 типам авиационных двигателей. Суммарный экономический эффект исследований по этому направлению условно сопоставим с величиной потенциальных затрат на производство и закупку воздушных судов в объеме более 12% от существующего парка и не менее 8% от парка авиационных двигателей.

По результатам разработки и практической реализации методов эксплуатации АТ по состоянию для основного парка АТ ВВС технически и экономически обоснован и обеспечен перевод на эти методы более 60–80% систем вооружения, авиационного и радиоэлектронного оборудования. При этом общая техническая исправность систем и оборудования выросла как минимум на 15–25% в зависимости от типа АТ, а трудоемкость и стоимость их технического обслуживания и ремонта снизилась на 30–35%.

Введены новые формы и методы технического обслуживания и ремонта АТ – контрольно-восстановительное обслуживание (КВО) и контрольно-восстановительные работы (КВР). В результате во многих случаях удалось обоснованно избежать необходимости проведения капитального ремонта АТ в полном объеме после истечения установленных  сроков службы.

По результатам последнего трехлетнего цикла исследований с проведением практических применений и полигонных испытаний авиационных средств поражения (АСП) увеличены сроки службы для шести основных типов АСП, что экономически сопоставимо с величиной потенциальных затрат на производство и закупку 15–20% АСП этого вида от их общего объема в ВВС.

С учетом выраженной тенденции увеличения простоев АТ в неисправном состоянии из-за отсутствия запасных частей (ЗЧ), разработана и реализована краткосрочная программа организацион­ного и нормативно-методического решения данной проблемы с приложением методик оценки потребностей в ЗЧ, норм их заказов и запасов на складах различных уровней. Их  практическая реализация с внедрением дифференцированного метода управления запасами ЗЧ потенциально обеспечивает возможность повышения исправности парка АТ на 10–15%, снижение в 1,5 раза простоев АТ из-за отсутствия ЗЧ, уменьшение на 10–15% затрат на закупку ЗЧ с одновременным снижением на 20–25% их запасов на складах различного уровня.

При ограниченном производстве и закупок новой АТ заводской капитальный ремонт продолжает оставаться основным источником пополнения авиационных частей исправной (в том числе модернизированной) техникой со значительными ресурсами и  сроками службы.

В условиях отказа целого ряда отечественных и зарубежных заводов-изготовителей и ОКБ-разработчиков от сопровождения ремонта на авиационных ремонтных заводах (далее АРЗ) обеспечена необходимая организационная, методическая и технологическая поддержка процессов освоения капитального ремонта с приложением нормативно-технической  и технологической документации по серийному капитальному ремонту АТ. В результате был практически компенсирован потенциально ожидаемый ущерб от сокращения количественного состава авиационного парка ВВС, обусловленный отсутствием возможностей проведения капитального ремонта целого ряда типов воздушных судов и авиационных двигателей на АРЗ Министерства обороны.

Совместно с ведущими АРЗ разработаны и внедрены менее затратные, но более эффективные технологии ремонта, позволившие для основных типов АТ ВВС сократить стоимость капитального ремонта в среднем на 20–30%, а продолжительность цикла ремонта на 30–40%. Методически и технологически обеспечено внедрение на АРЗ ремонта по состоянию основной номенклатуры комплектующих изделий. Подтвержденный экономический эффект (от стоимости капитального ремонта) составляет 15–20% от внедрения  технологий и методов ремонта по состоянию и 25–30% – от выполнения среднего ремонта авиационных двигателей взамен их капитального ремонта.

Решение проблем и задач в области обеспечения сохраняемости воздушных судов в процессе их длительного хранения на базах резерва осуществляется на лабораторно-экспериментальной базе Испытательного центра проблем коррозии, старения и биоповреждений, аккредитованного в Госстандарте РФ. Основными практическими результатами проведения четырехлетнего цикла исследований стало: повышение сроков хранения АТ без переконсервации в 1,5–2 раза, снижение сроков ввода в строй воздушных судов после длительного хранения в два раза, уменьшение суммарных затрат на хранение в 2–3 раза, сокращение номенклатуры средств консервации на 25%.

Разработана методология климатических испытаний АТ, создана и функционирует сеть климатических испытательных станций. Исследования по этому направлению осуществляются в тесном взаимодействии с Российской академией наук. Экономический эффект от внедрения результатов исследований ежегодно составляет не менее 50 млн рублей.

В целом реализация в рамках планирования и выполнения НИР программно-целевых подходов к организации и осуществлению военно-научного сопровождения ЭРХ АТ позволила замкнуть в единое целое всю систему восстановления и поддержания исправности авиационного парка ВВС с эффективным внедрением прогрессивных и ресурсосберегающих методов и технологий эксплуатации, ремонта и хранения АТ.

– Приведенные  Вами результаты исследований действительно впечатляют. Какие еще направления научной и практической деятельности можно отнести к числу наиболее приоритетных и основные результаты исследований в решении соответствующих проблем и задач?

– Задачей первостепенной важности и наивысшего приоритета для авиации Вооруженных Сил  и НИЦ продолжает оставаться решение проблем повышения эксплуатационной надежности воздушных судов государственной авиации и профилактика авиационных происшествий.  При этом НИЦ ЭРАТ является единственной НИО МО, способной комплексно и в полном объеме проводить независимые исследования технических причин авиационных происшествий (инцидентов) и отказов АТ в процессе эксплуатации с оперативной разработкой обоснованных рекомендаций и профилактических мероприятий по их предотвращению. Это обеспечивается отлаженной системой, функционально объединяющей научно-исследовательские подразделения НИЦ ЭРАТ с их специализированной научно-методической базой и оборудованием.

В НИЦ создана и развивается уникальная и мощная по масштабам информационно-аналитическая система обеспечения  надежности воздушных судов «АСУ Надежность – АТ», обеспечивающая проведение целевого и обобщенного анализа соответствующей информации и результатов исследований по всем типам АТ государственной авиации, на основе которых разрабатываются и внедряются упреждающие профилактические мероприятия.

По результатам выполнения оперативных и плановых исследований ежегодно отрабатывается в среднем 80–100 обоснованных требований к предприятиям промышленности, ОКБ и АРЗ по устранению выявленных конструктивно-производственных недостатков и более 20 указаний органов военного управления ВВС, направленных на обеспечение технической безопасности полетов и повышение надежности АТ в эксплуатации. При этом на каждый рубль, вложенный в исследования  отказавшей АТ, приходится как минимум пять тысяч рублей потенциально предотвращенного ущерба.

По заданиям Службы безопасности полетов авиации Вооруженных Сил выполняются  исследования аварийной и отказавшей техники непосредственно на местах авиационных происшествий и инцидентов, по результатам которых устанавливаются технические причины имевших место отказов с разработкой соответствующих рекомендаций  и эффективных мероприятий по их предотвращению на воздушных судах государственной авиации. Высокий авторитет и уникальный опыт исследований аварийной и отказавшей авиационной техники являлись и являются основой для привлечения специалистов НИЦ к проведению целого ряда наиболее ответственных и сложных исследований по другим видам ВВСТ и космической техники, включая происшествия, вызвавшие широкий общественный резонанс.

 В  авиационных частях  и АРЗ под руководством специалистов НИЦ проводятся целевые и плановые исследования опережающего профилактического характера  с использованием уникальных и достоверных средств, методик и технологий неразрушающего контроля наиболее ответственных и потенциально уязвимых элементов конструкции. При этом в 3–5% случаев проверок своевременно выявляются скрытые повреждения и дефекты материалов, процесс развития которых потенциально угрожает безопасности полетов. Одновременно результаты проверок учитываются при решении вопросов увеличения (продления) ресурсов и сроков службы АТ.

В настоящее время под руководством Службы безопасности полетов авиации ВС РФ продолжаются работы с непосредственным участием НИЦ по совершенствованию всей системы обеспечения безопасности полетов в рамках ВНС соответствующих ОКР.

Разработанная в НИЦ автоматизированная система учета авиационных событий, отказов и повреждений АТ является основой функционирования «Единой информационно-аналитической системы обеспечения безопасности полетов авиационной техники военного назначения государств-участников СНГ».  Решением Совета министров обороны государств-участников СНГ (2011 г., Астана) соответствующий пакет прикладных программ для учета, накопления и анализа информации по безопасности полетов рекомендован для использования всеми заинтересованными сторонами при разработке мероприятий по профилактике и предупреждению авиационных происшествий с воздушными судами военного назначения, эксплуатируемыми в военной авиации стран СНГ.

– Валерий Алексеевич, в завершение темы исследований аварийной и отказавшей АТ, было бы непростительным с моей стороны упустить возможность донести до наших читателей Ваше отношение, как руководителя наиболее компетентной научной организации в этой области, к многочисленным версиям о причинах катастрофы самолета УТИ МиГ-15, в которой погибли первый космонавт Герой Советского Союза Ю.А. Гагарин и Герой Советского Союза В.С. Серегин.

– Абсолютное большинство версий, активно распространяемых в СМИ к каждой годовщине  трагической даты, являются плодом фантазий или проявлением  научно-технической несостоятельности. Мы с уважением относимся к попыткам компетентных специалистов и авторитетных ученых выдвижения и обоснования различных версий о возможных причинах развития катастрофической ситуации, совместно изучаем и анализируем их. Но принципиально значимым является то, что они не содержат каких-либо новых достоверно установленных фактов, обстоятельств, сведений, методических и инженерно-технических результатов, которые могли бы объективно подтвердить их состоятельность и, как следствие, подвергнуть ревизии результаты работы Правительственной комиссии.

Специалисты НИЦ находятся в  готовности к  активному участию в разрешении остающихся неясными для специалистов вопросов о причинах катастрофы. Необходимым условием для возобновления исследований является появление новых объективных данных, новых научных знаний, методических и экспериментальных возможностей, способствующих получению исчерпывающих ответов на вопросы, поставленные Правительственной комиссией в 1968 г. При этом наши сотрудники по-прежнему открыты для продолжения конструктивного диалога по этому вопросу со всеми заинтересованными организациями и специалистами в области безопасности полетов, но только на профессиональном уровне и без какой-либо преждевременной «шумихи» и «сенсационных» открытий в средствах массовой информации.

– Вернемся к продолжению основной  темы нашей беседы. Наряду с перечисленными исследованиями системного характера, какие примеры можно привести по выполнению целевых научно-технических и поисковых НИР?

– Здесь в качестве примера можно отметить исследования по развитию и совершенствованию средств, методов и технологий эксплуатационного контроля технического состояния воздушных судов. Методологической основой соответствующей Концепции ВВС, разработанной НИЦ, является информационное объединение наземных и бортовых средств эксплуатационного контроля с образованием информационно-диагностической системы (ИДС) воздушного судна. Интегрированная в ИДС диагностическая информация и результаты ее обработки являются основой как для текущей оценки технического состояния воздушного судна, так и для прогнозирования его изменения, планирования работ по техническому обслуживанию, ремонту  и снабжению запасными частями. Моделирование процессов функционирования ИДС на конкретных авиационных комплексах (с учетом имеющихся практических результатов внедрения ее элементов) показывает возможность повышения безотказности в полете на 15–20% и сокращения простоев АТ в неисправном состоянии на 10–15% с одновременным уменьшением в 1,5 раза необходимых запасов конструктивно-сменных блоков. Сопряжение ИДС с автоматизированным контуром информации и наблюдения, функционирующим в режиме реального времени и включающим бортовую и наземные части, обеспечивает непрерывную и эффективную поддержку летной и технической эксплуатации воздушных судов (в том числе при их групповом применении в составе тактических подразделений ВВС), что подтверждено положительными результатами ряда испытаний в ходе выполнения совместно с промышленностью соответствующих НИОКР.

По другим целевым НИР осуществляется проведение целого ряда предметных исследований в области технического развития, модернизации и повышения точностных и эксплуатационно-технических характеристик, а также надежности функционирования систем авиационного оборудования, бортовых комплексов вооружения и обороны, навигации и связи, в том числе в рамках военно-научного сопровождения соответствующих НИОКР промышленности. Ежегодно по этим направлениям внедряется по 5–7 практических методик и технологий, реализующих новые методы повышения эффективности функционирования систем оборудования и вооружения, такие как: методы решения оптимизационных задач по формированию технических предложений в планы модернизации бортовых комплексов оборудования и вооружения; методические основы обеспечения заданных точностных характеристик бортовых   комплексов прицеливания и бомбометания в условиях эксплуатации и др.

– Какие дополнительные задачи возлагаются на НИЦ в связи с перевооружением авиационных частей на новую и модернизированную авиационную технику?

– Прежде всего, это касается исследований по развитию всех составляющих системы ИАО, которые должны планироваться и осуществляться опережающими темпами для приведения ее в состояние  готовности и способности решать текущие и перспективные задачи на уровне, обеспечивающем максимальное раскрытие и проявление всех потенциальных возможностей авиационных комплексов, конструктивно закладываемых при создании новой авиационной техники.

В этих целях НИЦ наращивает и сосредотачивает научно-исследова­тель­ский потенциал по следующим ключевым направлениям деятельности:

разработка и обоснование ТТЗ на создание (модернизацию) новых авиационных комплексов, соответствующих современным  и перспективным требованиям ВС РФ (в части задания и обеспечения эксплуатационно-технических требований к новой АТ);

разработка (участие в разработке) и выполнение ТТЗ на НИР по ВНС НИОКР по созданию новых авиационных комплексов;

участие в проведении государственных, войсковых испытаний и опытной эксплуатации новой АТ;

поступательное, по мере оснащения войск новой техникой, развитие опережающими темпами системы организации материально-технического обеспечения авиации ВС РФ и ее ядра – системы инженерно-авиационного обеспечения;

развитие организационных форм, методов и способов обеспечения и поддержания исправности авиационного парка, адаптированных к условиям сервисного обслуживания и ремонта АТ;

обновление и переработка нормативной правовой базы и руководящих документов по организации ИАО авиации
ВС и организации технического обслуживания и ремонта АТ в новых условиях.

Наиболее кардинальные структур­но-функциональные преобразования в организации ИАО осуществляются в настоящее время в системах технического обслуживания и ремонта на основе внедрения сервисного обслуживания АТ преимущественно силами и средствами предприятий и организаций ОАО «Авиаремонт». Основным руководящим документом на период становления и адаптации системы сервисного обслуживания  ВВСТ в войсках является  «Временное положение  об основах сервисного обслуживания вооружения и военной техники в Вооруженных Силах Российской Федерации», разработанное НИЦ ЭРАТ и утвержденное приказом Министра обороны РФ  2010 г.

Учитывая общий характер документа и наличие выявленных проблемных вопросов по практическому внедрению системы сервисного обслуживания в процессы технического обслуживания и ремонта авиационной техники, в НИЦ дополнительно  разработан новый нормативный документ – «Наставление по инженерно-авиационному обеспечению авиации Вооруженных Сил Российской Федерации». Одновременно полностью переработан базовый нормативный документ – «Федеральные авиационные правила инженерно-авиационного обеспечения государственной авиации».

Наряду с решением типовых задач ВНС и разработки нормативной базы обеспечения функционирования новой системы технического обслуживания и ремонта АТ, существенно расширяется сфера деятельности НИЦ, в том числе: научно-методическая и организационная поддержка деятельности субъектов системы сервисного обслуживания; организационно-методическое сопровождение мероприятий совместного мониторинга технического состояния АТ в авиационных частях на различных уровнях военного управления и структурах управления системой сервисного обслуживания; проведение целевой военно-научной экспертизы ключевых документов (акты, решения, заключения и т.п.) и практических результатов сервисного  обслуживания и ремонта АТ; организация и обеспечение (совместно с органами военного управления) многоуровневого контроля полноты и качества выполнения мероприятий  по сервисному обслуживанию АТ на авиационных базах и др.

Проводимые мероприятия по перевооружению авиационных частей на новую и модернизированную АТ одновременно открывают широкие возможности реализации научно-технического задела НИЦ в целях эффективного решения всего спектра задач ИАО на качественно новом технико-технологическом, организационно-функциональном и информационно-аналитическом уровнях.

Прежде всего, это относится к сфере повышения эффективности и качества всей системы организации технического и тылового обеспечения на основе использования в контуре управления принципиально новых базовых технологий информационного обеспечения жизненного цикла изделий АТ с учетом положений и требований соответствующей Концепции ВВС, разработанной НИЦ. Работа по этому важному направлению осуществляется в рамках ВНС процессов разработки и внедрения предприятиями промышленности систем интегрированной логистической поддержки  (ИЛП) эксплуатации и ремонта для ряда современных воздушных судов.

Использование процедур ИЛП в управлении ИАО и системой сервисного обслуживания обусловливает возможность перехода к высокодинамичной системе глубокого мониторинга (в т.ч. по ряду данных в реальном масштабе времени) с формированием и поддержкой достоверных данных о фактическом наличии, движении и качественном состоянии АТ в войсках (включая средства обслуживания, запасные части и другие материально-технические средства) и их оперативной передачи в органы военного управления и сервисные центры с использованием современных программно-аппаратных средств обработки и анализа информации. Результаты мониторинга являются ключевой информацией для совместного планирования мероприятий материально-технического обеспечения органами военного управления и сервисными центрами  с обоснованием объемов необходимых ресурсов и их рационального распределения по задачам обеспечения исправности авиационного парка ВВС.

 В качестве итога нашей беседы хочу особенно подчеркнуть, что именно с вершины 70-летнего юбилея особенно ярко прослеживается историческое значение и роль НИЦ ЭРАТ на всех этапах развития ВВС России. Уникальное научно-методическое наследие и практические результаты деятельности НИЦ ставят его в один ряд с ведущими авиационными научно-исследовательскими организациями Министерства обороны Российской Федерации.

– Благодарю за интересную и содержательную беседу, в которой Вы  открыли для наших читателей новую страницу в понимании роли и места Научно-исследовательского Центра эксплуатации и ремонта авиационной техники в развитии авиации Вооруженных Сил России.

Редакция журнала «Авиапанорама» поздравляет коллектив НИЦ ЭРАТ с юбилеем долголетней и плодотворной деятельности на благо развития авиации Вооруженных  Сил России с пожеланиями дальнейших творческих успехов в исследовательской и практической деятельности.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области



Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer